Древнейшим рукотворным духовым музыкальным инструментом на планете оказалась раковина морской улитки Charonia lampas возрастом около 18 тысяч лет. В 1931 году ее обнаружили в пещере Марсулас на юге Франции, и тогда ученые опрометчиво посчитали, что это церемониальный кубок. Спустя 80 лет французы решили изучить раковину с помощью современных методов и увидели очевидное сходство с примитивным музыкальным инструментом. Они пригласили профессиональных музыкантов и предложили им сыграть на древности. Валторнист извлек из раковины три ноты – до, до-диез и ре, а после еще более тщательного изучения ученые убедились, что к раковине смолой или воском крепился мундштук, а сама она служила так называемым «конхом» — ритуальным музыкальным инструментом мадленской культуры.
Конха – труба или рог из ракушки – появлялся практически везде, где люди селились у большой воды. Глубины океанов приносили им причудливые завитые раковины, и казалось, что внутри них живет сам дух океана. Естественное коническое отверстие гармонично подходило для воспроизведения музыки, а если в конец корпуса вставляли деревянные, бамбуковые или металлические мундштуки, раковина становилась музыкальным инструментом, способным напеть несколько нот. Священными ритуальными инструментами становились только жилища крупных морских брюхоногих моллюсков — Turbinella pyrum («священный чанк»), Харония тритон, Стромбус гигантский, представители рода Busycon. Островные страны Тихого океана, Южная Америка и Южная Азия – все это места, где морские раковины стали озвучивать разнообразные ритуалы. К ним относились, как к огромной драгоценности: оправляли в ценные металлы, украшали изящной декоративной резьбой и инкрустировали камнями.
Раковина, закрученная в левую сторону, стала священной у индуистов и буддистов. В Индии верят, что ней заключен морской демон, побежденный богом Вишну. На всех изображениях он держит в руке раковину Панчджанья, а ее голос считается тихим внутренним голосом совести. Заглушить этот голос может очарование мирскими радостями и чрезмерное увлечение ими, но если человечество отказывается слышать призыв раковины или больше не способно на это – тогда колесо времени уничтожит вселенную. В индийском священном писании «Махабхарата» Кришна звуком раковины извещает о начале и конце битвы.
Буддисты используют конхи в храмах во время религиозных праздников – звук раковины извещает о начале церемонии. В буддизме раковина – это один из восьми благородных символов, символ звука, который распространяется во всех направлениях и несет с собой учение Будды. Считается, что глубокий и мелодичный звук раковины пробуждает живых существ от неведения, услышать его – значит оказаться в благоприятных условиях для пробуждения.
В Перу раковины использовали для ритуалов поминовения усопших, схожая церемония существовала и на островах Фиджи – там звуки раковины сопровождали тело вождя в последний путь. На островах Карибского бассейна до сих пор делают духовые инструменты из раковин гигантского стромбуса.
Самый древний духовой музыкальный инструмент продолжает звучать и сейчас. В Индии его можно услышать во время ритуальных церемоний, но также его можно встретить и вне религиозного контекста. Музыкант Стив Турре единственный в мире играет на морских раковинах джаз и вписывает эти звуки в джазовые пьесы. Он покупает раковины в обычных сувенирных лавках, а затем обрабатывает их и ставит в них мундштуки. По его словам, в зависимости от размера раковины, можно получить звук, похожий на флюгельгорн, валторну или даже тромбон.
В массовой культуре конха звучала в фильме «Чужой» – она идеально подошла к атмосфере внеземной среды, и Ридли Скотт решил использовать ее во всех частях саундтрека.
Раковина конхи может стать прекрасным подарком для ценителей южноазиатской культуры. Ее можно использовать как для домашних ритуалов, так и для атмосферного украшения алтаря или в сочетании с другой святыней.
Comentarios