Внемли, Саттваваджра!
Я покажу тебе твою собственную природу.
Ты есть я — источник.
Я есть и всегда был ум чистый и совершенный.
Удачливы йогины,
Что пребывают в этом невыразимом состоянии;
Не проводя различий между собой и другими,
Они наслаждаются самосовершенством, как волшебным творением.
Из тантры Дзогчен «Великое Пространство Ваджрасаттвы»
Ваджрасаттва занимает одно из центральных мест во всей традиции тибетского буддизма ваджраяны. В школе Ньингма и в учении Дзогчен, он является вторым буддой в линии передачи, которая идет от изначального ати-будды Самантабхадры. Линия передачи, или парампара — это непрерывная цепочка передачи состояния будды от учителя к ученику, из ума в ум, от сердца к сердцу.
Практика Ваджрасаттвы является важнейшей в так называемых предварительных буддийских практиках — нёндро. Используется во всех четырех школах тибетской традиции: Ньингма, Кагью, Гелуг, Сакья.
В переводе Ваджрасаттва означает неразрушимое существо, сущность, или неизменная благость. В тибетском варианте его имя Дордже Сэмпа.
Ваджрасаттва — это символ чистоты нашего сознания. Он олицетворяет естественное состояние всех существ — изначально чистое и полностью совершенное. Поэтому его изображают абсолютно белым. А в текстах пишут, что он сияюще-белого цвета. Будда Ваджрасаттва является полностью просветленным существом, и напрямую человек его может увидеть только реализовав в личной практике уровень самбхогакаи — светоносного тела будды.
Для чего практикуют Ваджрасаттву?
Его практика, связанная с начитыванием стослоговой мантры и визуализацией себя Ваджрасаттвой, несет глубокое и полное очищение кармы. Также дарует умиротворение, облегчает страдания, и, безусловно, является прямой причиной просветления.
Например, известный буддийский мастер ваджраяны Калу Ринпоче так описывает медитацию Ваджрасаттвы:
"Медитация Дордже Сэмпа или Ваджрасаттвы – это наиболее эффективная и наиболее замечательная практика очищения. Цель данной медитации состоит в том, чтобы очистить нас от всевозможных уровней заблуждения и запутанности в уме, всего негативного, и отрицательных кармических структур, проявляющихся в результате этой запутанности и заблуждения".
Подобно тому как мы каждый день ходим в душ или чистим зубы, практика Ваджрасаттвы является необходимой духовной гигиеной для человека.
Как изображают Ваджрасаттву
Существует одиночная форма божества и в тантрическом союзе Яб-Юм со своей супругой. Мы осветим здесь одиночную форму. У Ваджрасаттвы белое тело, символизирующее чистоту. В правой он руке держит ваджр — мужской аспект — символ метода, активного проявленного сострадания. В левой руке колокольчик, который олицетворяет собой женский аспект — мудрость, т.е. прямое переживание пустотности, иллюзорности всего сущего.
Таким образом, эти символы указывают на единство метода и мудрости, единство проявлений и пустоты. Оказывается всё, что происходит в нашей жизни в каждый момент — это чистое, пустотное сострадание, любовь, наша собственная природа будды. Но из-за кармических тенденций мы не замечаем этого.
Ваджрасаттва сидит в падмасане (позе лотоса) на раскрывшемся цветке лотоса поверх лунного диска. Эти элементы образуют трон божества. На божестве драгоценности, украшения и красивые шелковые одежды. Это указывает на уровень Самбхогакаи — выражение богатства, полноты и блаженства состояния Ваджрасаттвы.
Все эти образы и символы напоминают нам о том, кто мы есть на самом деле и чем уже обладаем по факту своего бытия.
Мантра Ваджрасаттвы
Стослоговая мантра Ваджрасаттвы одна из самых знаменитых и даже вошла эзотерическую поп-культуру. На нее положено множество мелодий и придумано большое количество вариантов исполнения.
ОМ
ВАДЖРА САТТВА САМАЯ МАНУПАЛАЯ ВАДЖРА САТТВА ТЕНОПА ТИШТХА ДРИДХО МЕ БХАВА СУТОШАЙО МЕБХАВА СУПОШАЙО МЕБХАВА АНУ РАКТО МЕ БХАВА САРВА СИДДХИММ Е ПРАЯЧЦА СА ВА КАРМА СУЧА МЕ ЧИТТАМ ШРИ ЯМ КУРУ ХУМ ХА ХА ХА ХА ХО БХАГАВАН САР ВА ТАТХАГАТА ВАДЖРА МАМЕ МУНЧА ВАДЖРИ БХАВА МАХА САМАЯ САТВА А
Также есть короткая версия, шестислоговая мантра звучит так:
ОМ ВАДЖРАСАТТВА ХУМ
Как мы уже писали, стослоговая мантра используется на предварительных стадиях тренировки ума. У нас очень много привычек, накопленной негативной кармы, которая заслоняет наше изначальное просветленное состояние, подобно тому как облака закрывают небо.
Начитка мантры постепенно растворяет эти облака — загрязнения ума. Чтобы это произошло мантру следует начитать 100 000 раз как минимум. Практикующий в итоге обнаруживает свое естественное состояние подобное небесному пространству, чистое, прозрачное, незамутненное и безграничное.
На нашем сайте вы можете выбрать поющие чаши и статуэтки с изображением Ваджрасаттвы и использовать их в личной или групповой практике. Благодаря поющим чашам практика становится стабильнее, проходит глубже и быстрее, принося радостное чувство очищения.
Comments