Бхайрава – пугающая форма высшей реальности
Грозная форма индуистского бога Шивы – пугающий Бхайрава – особенно почитается в отдельных школах шиваизма и называется вселенской формой божественного сознания. Она включает в себя абсолютно все, в том числе ужасающие проявления мироздания, его отвратительные и пугающие стороны. Взгляд на него действительно устрашает, но не стоит заранее пугаться – лучше внимательнее разобраться в том, кто такой Шива-Бхайрава.
В знаменитом индуистском священном писании «Бхагавадгите» Кришна показывает своему преданному Арджуне именно Бхайраву – как форму вселенского сознания. Но Арджуна так пугается аспект всепоглощающей смерти и разрушения в Бхайраве, что умоляет Кришну скрыть эту форму и появиться в более привычном облике возничего.
Часть имени «Бхайрава» дословно переводится как «страх», а вот трактовать это уже можно по-разному. Почитатели этой формы Шивы считают, что великий Бхайрава вселяет страх в обидчиков и воздает им по заслугам. Еще два слога божественного имени призывают отбросить ограниченное сознание («ра») и создать благоприятные возможности («ва»). Используй и преодолевай страх – и ты можешь достичь многого, говорит нам имя Бхайравы. Еще один перевод имени Бхайравы означает «Тот, чей свет сознания (Шива), соединенный с его силой деятельности (Шакти), осознает всю Вселенную как самого себя».
На изображениях не распознать Бхайраву невозможно: это, пожалуй, самая гневная форма индийских божеств. Он агрессивный, с клыками, глаза его полны гнева, волосы пылают, а шея «украшена» ожерельем из человеческих черепов и змеями. У Бхайравы несколько рук, в них он держит оружие и человеческую голову – символ отсечения двойственности и выхода за пределы ограниченности ума. У этой головы есть и другое значение: по легенде это отсеченная голова Брахмы. Лишился он ее либо из-за своего высокомерия, возомнив себя самым главным божеством. Либо – по другой версии – из-за вожделения собственной дочери, которая не могла скрыться от него даже на небе.
Действовать и наводить справедливость положено Шиве, поэтому он принял форму Бхайравы и ногтем мизинца отсек пятую из голов Брахмы. Но для него это не прошло бесследно: убийство брахмана считается тяжелейшим грехом, и для искупления этого греха Бхайрава принял обет странника и аскета, а отрубленная голова оставалась все время в одной из его рук. Освободиться от нее он смог только в священном городе Каши (Варанаси). Благодаря этой же легенде грозная форма Шивы считается хранителем и «смотрителем» Варанаси. Эта мифологическая история демонстрирует высочайшую справедливость, за которую «отвечает» во вселенной Шива-Бхайрава: если кто-то совершает безнравственные действия, то он будет наказан. Даже если он – божество. Преданным же Шиве всегда придет на помощь Бхайрава и защитит от несправедливости. Рядом с Бхайравой традиционно изображается собака (или даже четыре четвероногих спутника). Одна собака – символ преданности и покровительства. Четыре собаки – олицетворение вед и тайных знаний.
Еще одна причина, по которой Бхайрава – несмотря на свой ужасающий вид – так почитаем, это его способность управлять циклом времени. Шиву в этой форме боится даже сам бог смерти Кала и беспощадное время, поэтому одно из имен гневного божества – Кала-Бхайрава. Здесь же кроется еще одно объяснение «популярности» Бхайравы в индийском пантеоне: циклы времени контролируют все во вселенной – живых существ, звезды, галактики. Но Бхайрава запределен и находится вне времени и пространства, поэтому способен влиять на неблагоприятные планетные явления. Ну а так как индийское мировоззрение буквально стоит на астрологии планет, то именно Бхайраве поклоняются для смягчения влияния планет. Почести и молитвы гневной форме Шиве воздают по субботам, а ритуалы в его честь проводят также по вторникам, пятницам и субботам после полнолуния, а также в восьмой день после полнолуния.
Изображение Бхайравы – при уважительном к нему отношении – на предметах и деталях интерьера помогут сосредоточиться на бесстрашии и чувстве справедливости, избавиться от страха течения времени и принять все проявления мироздания, даже самые ужасающие.
Comments